Интервью с основателем проекта Подорожники, а сегодня руководителем BlaBlaCar в России (сервис совместных поездок на автомобиле) – Алексеем Лазоренко.

Алексей, скажите, пожалуйста, кто Вы сейчас по должности? Что у Вас на визитках написано?

Визитка у меня на английском языке, на ней написано «Country Manager Russia Ukraine BlaBlaCar».

IMG_1954

Как давно у Вас такая визитка?

Эта визитка у меня с января 2014 года.

Сколько Вам сейчас лет?

Сейчас 31 уже.

А если мы откатимся лет так на двадцать пять, может быть двадцать назад, и вспомним, чем Вы любили тогда заниматься?

Мне безумно была интересна тематика, связанная с техникой,  какими-то технологиями – в т.ч. с космосом.

atlas-mir-and-chelovek

Ярким пятном в моей памяти остался атлас мира – вся в рисунках такая книжечка в тонком переплете. Я прямо до дыр ее изучал. Там было про космические корабли, про нашу солнечную систему – и это как раз то, что меня тянуло больше всего, что вызывало больше всего эмоций, куда я прямо хотел постигать и проникать.

А вообще, как учились?

Учился я хорошо. В принципе, средний балл был порядка 4,5 – 4,7, были иногда тройки, но я всегда заканчивал четверть и год без троек. Это было делом принципа. Так же и в университете было.

А университет какой Вы заканчивали?

Киевский Национальный Университет имени Тараса Шевченко, механико-математический факультет .

И как, довольны законченным образованием?

Доволен – оно вправило мне мозги. Логическое мышление они прививают действительно жестко. А что касается в целом информации, которую я получал,  то, скажу честно, она мне мало пригождается в жизни.

И мехмат, наверно, тот факультет, который все-таки рассчитан на то, что ты будешь продолжать использовать свои знания в более теоретических научных вещах, чем в прикладных – по жизни и в бизнесе.

А ребята, с которыми Вы в Подорожниках начинали, были с учебы?

Один из них был с учебы, а второй из другого параллельного университета. Первый из них в проекте как раз применял свои знания в программировании.

Чем Ваши родители занимались?

Отец у меня был гражданским летчиком-радистом на вертолетах. Я вообще родился на Украине, но, когда мне был один год, мы переехали, потому что отца перевели в Архангельск, мы тоже переехали в Архангельск, и вообще полжизни я провел в Архангельске.

Там я получал свое первое образование и приобретал первых своих друзей.

Да, поняла.

Отец, был летчиком, он летал на вертолетах – был радистом. А мама была главным агрономом в Департаменте сельского хозяйства Архангельской области.

У Вас достаточно широкий послужной список – расскажите о своем пути к предпринимательству.

Я к работе всегда подходил очень избирательно и не работал ни в одном месте, которое бы мне не было интересно. На 2-3 курсе я зачитывался журналами, связанными с появившимися мобильными телефонами, поэтому устроился продавцом-консультантом в салон мобильной связи – все это было мне безумно интересно.

Потом у меня была возможность работать неполный рабочий день и я устроился сотрудником call-центра в крупнейший украинский банк – Райффайзен банк Аваль, тогда это был просто Аваль. Она меня научила работе в стрессовых ситуациях – Вы, наверное, и сами представляете, что такое call-центр. После этого я сам стараюсь никогда не повышать голос при звонке в клиентский сервис.

Потом мне захотелось все-таки вернуться в сферу, связанную с техникой. Месяца три  я названивал  HR-менеджеру компании Samsung, чтоб меня все-таки пригласили на собеседование. И, в конечном итоге, они  сдались под моим напором, пригласили на собеседование и  буквально после первого собеседования взяли меня на работу.

А что делали для Samsung?

Я работал с ключевой розницей, это была должность, связанная с мерчендайзингом. Я контролировал, как продается техника Samsung в ключевой рознице; общался с продавцами; следил, чтоб вся наша техника всегда стояла на нужных местах, чтобы было достаточно рекламных материалов.

Ушел, т.к. карьерного роста там можно добиться только проработав очень много лет, а я не мог так долго ждать.

Пошел дальше – пригласили в компанию Intel. Там я работал аккаунт-менеджером – взаимодействовал с производителями-разработчиками софта, и моя задача была, грубо говоря, склонять их разрабатывать свой софт под железо компании Intel.

Мне было вроде интересно, но появилась еще более интересная вакансия для меня – это продакт-менеджер в первом 3G операторе Украины, это был CDMA, называлась она PEOPLEnet, и мне показалось, что это то, к чему я действительно стремился в то время.

Прошел быстро собеседование, меня приняли и два года я работал в компании PEOPLEnet, юридическое название Телесистемы Украины. Отвечал за дата сервисы, за все продукты, которые связаны с передачей данных.

То есть, именно там я понял, как упаковывать продукт и делать его простым и понятным для широкой аудитории. Там же я узнал, что такое продакт-менеджмент, осознал, кто такие клиенты, почему нужно все максимально упрощать, почему нужно говорить порой на каком-то  совершенно примитивном языке.

Через два года меня нашел человек, который представлял в Украине одного большого израильского бизнесмена, и этот бизнесмен хотел продвигать определенную продукцию на территории Украины – она как раз была связана с телеком-рынком, который я довольно-таки хорошо уже знал.

Мне предложили должность кантри-менеджера – и там я практически один представлял весь бизнес. Потом он организовал еще один бизнес BMBY Software Systems, который был связан с софтом для управления продажами строительных компаний. Я начал и этот продукт на Украине продвигать.

Довольно-таки успешно развивал эти два бизнеса и параллельно начал руководить проектом Подорожники.

Минутку, расскажите, как появилась идея Подорожников? Это очень показательный момент, на мой взгляд.

Ок. Однажды дождливым осенним вечером или утром я проезжал на своем автомобиле мимо толпы людей, которая стояла на остановке, захотел остановиться, подбросить их – и понял, что, если сейчас остановлюсь перед ними, то подумают, что либо какой-то маньяк, недоброжелательный дяденька, либо таксист, который сейчас запросит много денег, либо какой-то чудак.  В тот момент у меня как лампочка над головой загорелась.

И я понял, что нет цивилизованного инструмента, с помощью которого люди бы могли делиться поездками, объединяться. Это и веселее, и намного выгоднее, и рационально с точки зрения использования ресурсов автомобиля. Приехал домой, поискал и понял, что ничего подобного нет.

А Вы поискали на Вашем рынке или в мире тоже?

Да, да, конечно. Мы, в первую очередь, конечно же, ориентировались исключительно на Украину. Конечно же, мы сразу же думали и про Россию, но ни в России, ни в Украине не было какого-то удобного продукта. Были какие-то форумоподобные сообщества, какие-то группы в социальных сетях, какие-то доски объявлений.

А удобного сервиса, где бы ввел свой маршрут и появился бы список водителей (или пассажиров, если я водитель) – такого сервиса не было и мы поняли, что это наш шанс сделать то, что, действительно, полезно – то, в чем мы видим огромный потенциал, то, что нам очень интересно.

Я предложил тут же идею своему другу-программисту, с которым учился на одном факультете и мы взялись. Месяца за три-четыре  выкатили свою первую версию – начали всячески ее продвигать на различных сервисах типа Лайфхакер, Habrahabr.

В начале вы продвигались только бесплатными методами?

Да и довольно успешно. Только один наш пост на Хабрахабр принес, по-моему, сколько-то тысяч регистраций – я уже не помню точное количество. Но у нас там прямо сервера упали, потому что весь сервис крутился на  не самом мощном серверном железе.

Мы получили первых сколько-то тысяч пользователей, получили кучу обратной связи, поняли, чего не хватает, что нужно доделать.

Потом про нас сняли первый сюжет по телевидению.

А кто всем этим занимался?

А, в целом, на протяжении всей бытности Подорожников, мы, в принципе, не платили никому ни за что, потому что, в общем-то, и нечем было платить – кроме момента, когда мы уже получили первые инвестиции от Морейниса. И да, максимально сам писал, стучался во все издания, сам писал статьи обзоры, названивал журналистам, привлекал внимание, как только можно было.

Мы понимали, что, в целом, проект интересный. Более того, мы участвовали в конкурсах, например, – Инновационный Прорыв 2010.

Кстати, как вот эти конкурсы, по Вашему мнению, насколько были полезны для Подорожника?

Для нас были очень полезными! В Украине это был  топовый конкурс для всяких инновационных идей.

Мы заняли первое место, как лучшая социальная инновация. То есть, нашу идеи все высоко оценили – эксперты, жюри, пользователи, которые участвовали в голосовании. И это дало нам вдохновения минимум месяца на три-четыре, чтобы концентрированно, по ночам фигачить – днем ведь мы работали.

Постоянно совершенствуешь, что-то дорабатываешь, что-то напишешь, какие-то статьи, это нам додало мощный энергетический толчок.

А вас трое тогда было или вдвоем?

Тогда нас было еще двое, но впоследствии, довольно-таки быстро к нам присоединился еще один человек, который помог нам с дизайном, с оформлением, с версткой сайта – и у нас уже  более-менее полноценная команда получилась.

У нас был человек, который занимается полностью бэк-ендом, то есть, программированием всем, программным кодом. Человек, который занимается дизайном и оформлением сайта и, в том числе, seo-продвижением.

И человек, который все это объединяет, генерирует идеи и продвигает, и формирует весь продукт, в моем лице, то есть, я был продакт-менеджером и пиар-менеджером, и маркетинг-менеджером. И всю эту историю старался максимально продвигать. А вообще, конечно каждый участник нашей небольшой команды вносил свои лепту везде где только мог.

И вот вы вырастили свое детище и настало время продаваться, не трудно было психологически?

Я приведу такую аналогию  –  мы вспахивали огромное поле своей небольшой лопаткой, стояли – копали и тут подъезжает к нам огромный трактор и говорит: «Давай вспашем вместе. Ты мне за это отдашь свою лопату».

И, вот с одной стороны, да, у нас уже была нащупана первая понятная  модель монетизации, у нас были корпоративные клиенты, которые заказывали корпоративные Подорожники под свои нужды. У нас были партнерства с крупнейшими фестивалями- Казантип, Нашествие, Global Gathering, Джаз Коктебель, в общем, все крупнейшие музыкальные фестивали, которые проводились на территории СНГ.

Было уже понятно, как расти, за какие ниточки дергать и как развиваться самостоятельно. Были какие-то начальные договоренности с инвесторами, после Аркадия Морейниса – на этапе, когда проект более-менее сформировался в полноценный продукт.

То есть, мы понимали, что, в случае объединения с BlaBlaCar ставим крест полностью на всех этих начинаниях, на всех наших корпоративных клиентах, на всех наших идеях и наработках по части продукта, сервиса, потому что, скорее всего, там придется играть уже по их правилам. Но, с другой стороны, у нас была розовая мечта сделать так, чтобы совместные поездки в Украине и России заработали на полную катушку.

В общем, взвесив абсолютно все за и против, мы приняли решение об объединении. Потому что, во-первых, и условия были интересные, и мы понимали, что это будет для нас как ракетное топливо, что мы сможем воплотить, в конечном итоге, свою идею-мечту в жизнь и по-настоящему развернуть экономику совместного потребления поездок в нашем регионе.

Alekse with the founders - Bla Bla Alekse and Nicolas - Couch 2

В итоге произошла эта ломка, и вы объединились. И была такая ситуация, я читала, что сам BlaBlaCar некоторое время думал и менял монетизацию и начал получать процент от клиентов, как Airbnb. А как до этого было?

В принципе, у нас тоже было понимание, что самый естественный и понятный, и логичный способ монетизации брать комиссию с каждого бронирования свободного места.

И, в общем-то, когда BlaBlaCar уже сформировал критическую массу, они стали большими и заметными на рынке Франции, они опробовали эту модель. Она у них прекрасно сразу же заработала, и всем стало понятно, в том числе и инвесторам, что это именно то, что можно масштабировать, на чем можно сфокусироваться.

Она понятная для пассажиров, она понятная для водителей, она понятная для компании, она понятная для инвесторов. У нас в Подорожниках тоже был готовый инструментарий для того, чтобы запускать такую модель в рамках нашего проекта. Но мы оттягивали максимально этот момент, потому что, все-таки, не было еще той критической массы, которая гарантировала бы попутчика в любом направлении.

В нашем случае это хорошо работало в рамках каких-то отдельных направлений: Москва – Петербург, Киев – Одесса, но не было такого вот плотного покрытия всего региона. В BlaBlaCar это уже было, поэтому, они спокойно запустили и у них все заработало.

Алексей, ваши клиенты могут созванитваться – Вы не боитесь, что они договорятся в обход вашего сервиса?

Если Вы посмотрите на то, как это работает во Франции и в Испании – там нет возможности как-то получить номер телефона водителя до тех пор, пока Вы не забронируете себе место. Т.е. Вы можете задавать ему любые публичные вопросы не приватными сообщениями, в которые мы никоим образом не вмешиваемся. Но система не пропустит никакого номера телефона, никакого email-а, никакой ссылки на социальную сеть.

Вы уточняете все нюансы и когда Вам все понятно, нажимаете кнопку «Забронировать место» – расплачиваетесь кредитной картой, оплачиваете это место, и только после этого система Вам показывает номер телефона водителя, с которым Вы можете уже созваниваться, договариваться о чем угодно.

Аналогично, как это в том числе, работает и в Airbnb.

То есть, по большому счету, для пассажира,процесс использования нашего сервиса не сильно отличается от покупки билета на поезд. Он также, карточкой расплачивается, покупает, грубо говоря, билет. Сервис удерживает, в нашем случае, небольшую комиссию, порядка 12% с каждого бронирования.

При этом такая поездка пассажиру, как правило, обходится в два-три раза дешевле, чем поездка на поезде.

Мы тоже постепенно к этому идем.

Вопросы безопасности также задают очень часто, обсуждая Ваш сервис – что Вы обычно отвечаете? 

BlaBlacar – это сервис сегмента экономики совместного потребления. Там все строится в первую очередь на взаимном доверии и взаимном уважении. Спустя год уже стало намного проще все это объяснять.

А вообще, конечно же у нас целый ряд механизмов, обеспечивающих формирование надежного сообщества. И самый главный – это система рейтингов и отзывов, которые водители и пассажиры оставляют друг другу после каждой поездки.

Чтобы преодолеть барьер сомнений, пассажиры новички могут выбирайть водителей, у которых уже сформирована репутация и есть достаточное количество отзывов, чтобы можно было понять, что водитель надежный.

А во Франции еще намного проще, потому что там сервис работает уже годами, и там, наверно, уже проблема найти водителя или пассажира, у которого нет отзывов и сформировавшейся репутации. То есть, там человек заходит и сразу понимает, что все очень круто, что все давно уже работает.

Хорошо, расскажите немного о Вашей работе- как обычно проходит Ваш день? 

Сейчас она становится все более структурированной и понятной, потому что, еще месяцев семь-восемь назад, когда я стартовал, когда я был в России единственным человеком (команда еще не была сформирована), тогда процентов десять волос у меня поседело =).

Работы было безумно много, и это была работа, которая не была упорядочена и структурирована, потому что, были моменты и с подготовкой графического контента, и с переводом сайта и постоянные собеседования, связанные с поиском команды, и формирование рекламных компаний, и работа с партнерами, с журналистами.

Я занимался абсолютно всем, и мой рабочий график был наверно с девяти и до двух ночи каждый день, на протяжении многих месяцев. Это было, конечно, очень драйвово, получал колоссальные дозировки такого вот правильного нужного опыта, но было сложно. Признаюсь, было сложно, но безумно интересно.

Поэтому, энергия никоим образом не иссякала и, когда начали появляться первые сотрудники, стало намного проще. Потому что, на первом этапе я смог делегировать какие-то маркетинговые вещи, рекламные. Передавал свой опыт и сотрудники сами уже формировали рекламные компании.

Сейчас у нас в российской команде уже семь человек, включая меня.

me2

А сейчас сколько Вам приходится работать?

Около десяти-двенадцати часов в сутки.

То есть, в основном, переговоры проводите со своими сотрудниками, правильно я понимаю? 

Да, это регулярные переговоры, это куча коммуникаций на различные темы с центральным офисом, это постоянный контроль всех наших партнеров, которых у нас уже десятки, это, в том числе, контроль всех платежей, это контроль всех наших рекламных компаний, это постоянная коммуникация с журналистами.

Везде, везде, везде приходится участвовать. Но погружаться совсем глубоко, в какие-то нюансы и детали уже нет необходимости, потому что есть компетентные специалисты.

Понятно, классно. И какие плюсы такой тяжелой работы для Вас?

Тут все очень просто, я работаю именно там, где я хотел работать, занимаюсь ровно теми вещами, которые мне интересны и в которые я верю. Есть понимание, что твоя деятельность приносит реальную пользу и обществу,  и бизнесу. Хоть я уже не властен над проектом, который мы начинали с друзьями, но, тем не менее, это очень здорово ощущать, что ты стоял у истоков этой истории, и эта история, из ручейка, уже превратилась в океан.

Я бы, наверное, на данном этапе и не придумал бы какой-то более интересной  работы для себя. Разве что активное освоение космоса =) То есть, текущая деятельность мне безумно нравится. Нравится проект и его философия, нравится команда, нравятся условия, нравятся результаты, все очень нравится, поэтому – все круто.

Классно а минусы хоть какие-то есть?

Наверное можно констатировать, что теперь некоторые решения принимаются дольше. В Подорожниках было три человека и решения принимались моментально, в течение пяти минут дискуссий.

Сейчас, для того, чтобы нам внедрить какую-либо новую опцию, любое изменение в продукте, в коммуникации, в дизайне, в стратегии общения с журналистами – в чем угодно, в любой сфере деятельности – все эти процессы намного сложнее.

И это не столько потому, что компания большая, а потому что сам сервис насчитывает уже более 10 миллионов пользователей и это, опять же, накладывает определенную ответственность – нельзя лихо все менять, потому что люди привыкли. Все нюансы продумываются до мелочей, все тестируется, все перепроверяется.

Как-то успеваете отдыхать после таких сложных будней?

На выходных я стараюсь как минимум один день полностью отключаться от каких-то рабочих процессов, по крайней мере, мысленно, ну и плюс была возможность в этом году отдохнуть около десяти дней, поэтому разгрузку какую-то эмоциональную я получил.

Но, огромный плюс в работе, от которой ты фанатеешь, в том, что тебе не сильно-то и хочется отдыхать, потому что ты не сильно устаешь на работе, на которой интересно. Работа и отдых, они так переплетаются, что тебе доставляет удовольствие и в выходной день позаниматься какими-то рабочими вопросами. Потому что это часть твоей жизни и уже вросло в тебя.

А со скачками рубля – вы почувствовали приток клиентов?

Начну с того, что у нас продаж в России, в принципе никаких нет, мы тут не монетизируемся еще. Но, тем не менее, активность пользователей ощущается. Такой органический прирост, без увеличения маркетинговых бюджетов. И это очень логично и естественно – люди хотят и ищут возможности экономить. BlaBlaCar дает возможность экономить на поездках до 70%.

А за сколько дней люди обычно начинают чаще всего договариваться о поездке?

Специфика сервиса такая, что водители обычно публикуют свои поездки за три-пять, дней до отправления. Пассажиры ищут обычно водителя за один-два дня до отправления. Грубо говоря, за неделю до самой поездки формируется и предложение и спрос.

А что посоветуете тем, кто еще ищет свое дело и место?

В первую очередь понять, что же на самом деле теле по настоящему интересно. А поняв это, без устали, упорно и целенаправленно, долбить в одну точку пока ты не окажешься там, где хочешь. В общем-то, в моем опыте так и происходило. Были действительно моменты, когда полностью опускались руки, когда ты думал, а не зря ли я это все делаю, наверно, это все полная фигня, которая никому не нужна.

От этого не уйти, с этими мыслями нужно бороться и постоянно доказывать себе, что занимаешься не фигней. И ни в коем случае не сдаваться, даже, если все плохо и ничего не получается. Как говорил Уинстон Черчиль –  «Если вы проходите через ад, продолжайте движение»

 

Если ты также хочешь найти свое призвание – участвуй в онлайн-курсе “Поиск любимого дела” от проекта На своем месте – это увлекательное путешествие длиной в месяц: более 20 заданий на определение твоих  талантов, способностей, целей и желаний,  это тесты по проф. ориентации и полное заключение от профессионалов по направлениям, где тебе стоит искать свое дело. Войди в Новый год с новой профессией!

One thought on “Интервью с основателем проекта Подорожники, а сегодня руководителем BlaBlaCar в России (сервис совместных поездок на автомобиле) – Алексеем Лазоренко.

  1. Выскажусь по поводу Блаблакара. Несколько раз им пользовался, хороший сервис) Ездил на достаточно большие расстояния (500-800 км). Сразу порекомендую четко договариваться где, когда, во сколько вы встретитесь, чтобы не проморгать свою машину. Ну и чтобы водитель не ждал три часа своего пассажира)
    Ну и в основном водители хотят заработать, поэтому объявлений о коротких поездках мало. Искал объявления о поездках по городу в других сервисах. Навскидку, больше всего объявлений такого рода в «Поедем вместе», но это может зависеть от региона.
    А вообще хорошо, что люди приходят в такие сервисы. Думаю, что через год-два может будет найти машину по любому маршруту, в том числе международному, и в любое время, а также взять попутчика для любой поездки без особого труда)

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s