Интервью с Владимиром Каниным – СЕО и Founder сервиса Pay Me, помогающей маленьким и большим компаниям с помощью простого мобильника проводить оплату по пластиковой карте.

Владимир, скажите, что у Вас сейчас написано на визитках? Кто Вы по должности?

Визиток у меня несколько. На самой главной написано «генеральный директор», а на английской версии красивое модное слово из трех букв – CEO (Chief Executive Officer). Генеральный директор.

Нигде, даже в своих проектах, я не пишу Founder, потому что это слово уже ругательное, а «основатель» по-русски звучит очень фундаментально, чтобы им можно было хвастаться или писать на визитках. Еще можно говорить «учредитель», но это вообще старорежимно. Так что, генеральный директор.

35628_481189523565_5446333_n

А какая визитка сейчас у Вас самая главная?

По одному из наших последних  самых-самых многообещающих проектов – это компания, платежный сервис Pay-me.

 В детстве у Вас была уже любовь к коммерции? Кем мечтали стать?

Я хотел быть военным, как мой папа, но не сложилось – подорвал здоровье и в армию не смог пойти. Пришлось придумывать себе новые  увлечения. Потом долго хотел учить иностранные языки, но тот же папа мне сказал, что иностранные языки – это инструмент, а не профессия, поэтому не трать пять лет на ин.яз.

И, безусловно, я очень рано начал заниматься компьютерами, сразу, как они появились – где-то в 1985 году. Мне тогда было 13,5 лет.  Это сейчас у всех компьютеры есть, а тогда это было увлекательно, редко – не было ни книжек, ни учебников. Собственно, мы даже и деньги начали этим зарабатывать в 14,5 или в 15 лет – писали первые программы.

Много заработали?

Нам за это заплатили какие-то дикие по тем временам деньги, и мы думали: «Вот оно – дело всей жизни. Так мы и разбогатеем».

А куда потратили бешенные эти деньги?

Мы купили первый советский проигрыватель лазерных дисков, он стоил почти 1 000 рублей, и это при всем том, что учитель зарабатывал в те годы около 50. Лазерных проигрывателей тогда точно не было ни у кого – мы даже дисков потом не могли к ним купить.

Мы их, конечно, очень быстро “проели”, поэтому капитал сделать не удалось.

А потом мы даже несколько раз, покупали и продавали компьютеры. В те времена все этим занимались, и бизнеса, конечно, никакого из этого не вышло – это были просто эксперименты для заработка, к тому же продавать компьютеры у нас получалось хуже, чем писать программы.

А нравилось что больше?

Вы знаете, и то, и другое интересно и увлекательно. Просто я  начинал программистом, у меня и университет «Прикладная математика», при этом я, наверное, не смог бы работать программистом очень долго, потому что у меня не хватает усидчивости. Я не могу бухгалтером работать или разработчиком программ, потому что это кропотливый труд. Мне все время хотелось быстро-быстро сделать одно и начинать новые проекты. И это как раз стартаперская тема.

Но Вы все-таки поработали по специальности несколько лет?

Да, я чуть-чуть поработал – я пошел в компании, где трудился программистом, и там уже пошел по пути менеджмента.  Мы делали отдел информационных технологий,  и параллельно по выходным или в свободное время мы пытались поднимать такой околоайтишный бизнес – пробовали делать шлюзы IP-телефонии, потом были попытки писать программы или покупать сервера и к ним писать программы. Это уже был, наверное, конец 90-х.

И как эта вечерняя работа проходила?

Очень просто. Получили заказ, спаяли, спрограммировали, продали и пошли дальше на обычную работу на следующий день. А один из первых крупных проектов появился в начале 2000-х, он уже был связан с разработками, с микроэлектроникой, и там уже у нас получилось. Мы сделали проект и через два с половиной года его продали огромной компании с огромной, по тем временам, прибылью,  в несколько раз превышающей наши вложения.

А цель была продать или просто так получилось? 

Изначально, конечно, хотелось, как в книжках. Вот сейчас ты сделаешь дело всей жизни – выстроишь огромную корпорацию и т.п. Но очень быстро стало понятно, что там, где разработка, производство электроники, патенты и длинные деньги – там нельзя в современных условиях сделать корпорацию. Никто из гаражных стартапов сегодня не вырастает. И через год или два стало понятно, что нужны, все-таки, приличные деньги, а для этого нужны серьезные игроки из индустрии. И, соответственно, мы нашли такую айтишную корпорацию, и они нам сразу сказали, мол: «Ребята, ну мы два года с вами поработаем, потом мы у Вас все это выкупим, потому что чокнутые стартаперы или даже не чокнутые, просто какие-то молодые ребята внутри огромной компании – это хорошо и весело, но это не бизнес». Это тогда было для меня несколько странно, а потом я уже и сам стал так поступать, когда мы подросли. И это нормально. Либо ты вливаешься в эту компанию, либо ты понимаешь, что ты продаешь ее или там как-то частично продаешь, но выходишь из нее и идешь дальше делать.

На какие деньги Вы тогда жили?

Мы получали какие-то деньги, плюс, как только мы продали первую часть, мы достаточно много заработали. А потом еще два с половиной года делили компанию по кусочку и продавали.

То есть были такие условия соглашения и, соответственно, на эти деньги полученные и получаемые, мы начали еще несколько проектов.

А психологически не сложно было расставаться, или просто выбора не было?

Вы знаете, первый раз, наверное, было тяжеловато расставаться с идеей «Это же наше детище», а потом с этим смиряешься. А все остальное – нет, несложно, потому что настолько много идей, что я не считаю себя чокнутым профессором, как в том фильме, или Кулибиным, который всю жизнь носится с  вечным двигателем. Это бизнес, это такая жизнь, это проекты. И важно проекты рождать, подращивать и отпускать, чтобы они жили долго и счастливо. У меня такой взгляд на жизнь.

Хорошо, давайте тогда к текущему проекту плавно перейдем как к главному в данную секунду детищу – Pay-Me. Вы говорите, что этот проект подходит и для малого бизнеса, т.е. даже ИП может поставить себе ваше устройство?

Наш сервис позволяет любым юридическим лицам, в том числе и индивидуальным предпринимателям за свои товары и услуги  принимать оплату пластиковыми картами Visa, Mastercard и так далее.

И мы раньше говорили, что это для малого бизнеса, сейчас уже  (последние несколько месяцев) мы гордимся тем, что есть средний и даже большой бизнес  среди наших клиентов. Это и страховые компании, и крупные таксопарки, то есть тот бизнес, который уже нельзя назвать мелким.

Расскажите немного, как он вообще работает?

Клиент покупает небольшое устройство, подключается к  вашему смартфону: Android, iPhone или Windows Phone. Включаете его в разъем для наушников, ну или по блютусу подсоединяете и бесплатно скачиваете наши приложения.  Регистрируетесь у нас и указываете, что у Вас есть расчетный счет в таком-то банке.  Дальше идете к своему клиенту, не важно, что Вы ему продаете –  пиццу, поездку на такси, цветы или страховку – приходите и говорите “С Вас 1 000 рублей”, вводите на экране своего компьютера вводите 1 000 рублей, клиент подписывается на том же экране пальцем, как это делают обычно в любой программе, Вы прокатываете карточку через это устройство, видите на экране нашего приложения зеленую галочку «оплата принята» и спокойно отдаете ему его цветы, страховку, пиццу и так далее. И на следующий, или через один день, там зависит от некоторых условий, Вы видите эти деньги на расчетном счете.

А на рынок Вы первыми вышли с таким продуктом?

Вы знаете, мы примерно с разницей в две недели еще с одной компанией выпустились, оказалось, что мы параллельно делали прототипы, параллельно договорились с банками, с визами и мастеркардами.  Мы в сентябре 19-го или 20 сентября 12-го года выступили на конференции IT-технологий для ритейла и показали первую транзакцию. А конкуренты наши,  в начале октября запустились, а мы в конце октября, поэтому можно говорить, что одновременно, мы растем и развиваемся также параллельно.

В 13-ом году появилось еще несколько таких же проектов, из которых не все дожили до сегодняшнего дня, но тем не менее, сегодня можно говорить о том, что уже порядка трех компаний на этом рынке существуют, при этом рынок достаточно огромный, и нам еще далеко до насыщения – и мы, и они растем достаточно быстро.

JDyhNrfZAuY2zbjhummEBQ

А как происходит процесс продаж – большой отдел собрали?

У нас не было много денег  – в начале мы не ходили по инвестфондам, а запускаись на свои деньги. В то время как почти все остальные проекты наших конкурентов – на инвесторские. И денег было мало для запуска, а продажи – это всегда дорогое удовольствие. Конечно, хорошее дело, но дорогое. Поэтому мы сделали некий такой «ход конем», что называется. Мы пошли к оператору “Билайн”, показали, какая чудесная штука может вставляться в смартфоны, которые они продают, и договорились с “Билайн-бизнес” (это их корпоративное направление, которое работает с юридическими лицами). Через несколько месяцев мы стали продаваться  во всех отделениях “Билайн-бизнес”, в салонах связи.

Потом то же самое мы сделали с банком-партнером и стали продаваться во всех отделениях Альфа-банка. Это очень сильно сэкономило нам силы и средства, потому что отдел продаж  – это дорого. К тому же, когда ты новую технологию запускаешь,  достаточно сложно обучать, миссионерствовать.

Сейчас у нас порядка пяти человек в отделе продаж и мы умудряемся  разбить их по направлениям и регионам на прямые продажи, в крупные компании, то есть мы в мелкие и частные ИП напрямую не продаем. Мы всех отправляем к партнерам – или в салон связи, или на сайт. Напрямую у нас ребята, которые продажами занимаются, общаются только с крупными клиентами – 50 устройств, 100 устройств, 200 устройств.

Были же еще проблемы с качеством, клиенты жаловались, я видела, Вы их решили?

Основная проблема по качеству, с которой мы сталкивались – это андроиды, которых сотни моделей, десятки модификаций с нестандартными подходами производителей телефонов к аудиоразъему. И нам приходилось держать целый штат технических специалистов, которые брали самые популярные модели смартфонов на рынке и тестировали их физически, а потом вносили на сайт. Вот этот телефон нами протестирован, он поддерживает, вот этот телефон нами протестирован и он не работает, а этот телефон не понятно, то работает, то не работает. Это, конечно, вносило некоторый хаос, но ситуация начала стабилизироваться, когда вышло второе поколение устройств.

А сейчас мы поставили уже первые модели третьего поколения, они соединяются по bluetooth, и тогда уже неважно, есть там слабое напряжение в этом аудиоразъеме или нет слабого напряжения.

А bluetooth технология уже есть у всех игроков рынка или только у Вас?

Пока, насколько мне известно, только у нас.

А как проходит Ваш типичный рабочий день?

Дни бывают двух видов: В России и не в России, потому что мы еще работаем в Казахстане, Украине и Белоруссии и планируем еще пару стран открыть, поэтому я очень много езжу. Можем рассмотреть вариант, когда я в Москве. Я встаю примерно в 8 утра, смотрю почту, читаю соцсети, новости. В районе десяти обычно первые созвоны с ребятами – продажи, операции и технические службы. В 11 у нас  обычно какие-то короткие планерки с одним направлением, с другим или все вместе. В 12 мы начинаем разбираться со всякой текучкой, разгребать почту за вчерашний день, смотреть отчеты, обороты, заявки.

А технически Вы до работы доезжаете?

Когда как. Мы весной  запустили наш корпоративный портал, и сегодня для работы абсолютно неважно – в офисе я или нет. В офис нужно приезжать только чтобы бумаги подписывать. Обычно бумаг какая-то прорва.

Вы себя довольно активно вели как стартап. Какие сегодня планы в пиаре?

В последнее время мы реже посещаем различные конференции, выставки, конкурсы стартапов и прочее – дело интересное, но когда у тебя уже 12 000 заявок, клиентов больше семи тысяч, то, конечно, понимаешь,  что надо не жюри чего-то там доказывать, а нашим клиентам доказать, что мы еще одну версию выпустили, и готовим еще две, и еще что-то новое.

VladimirKaninIMG_1804

Еще Вы сказали, что не смогли бы работать ни программистом, ни разработчиком, ни бухгалтером, тогда расскажите, чем так прекрасна ваша текущая работа. 

Чем интересна текущая? Тем, что это такой, по-русски называется,  «вызов», а по-английски называется challenge. Вызов и самому себе, и бизнесу, и рынку, и конкурентам. Сможешь или не сможешь? И это каждый день что-то новое. Это борьба и с нашей отчизной, – то персональные данные нельзя там хранить, то здесь.

Сегодня клиенты говорят, что хотят такую функцию, и ты думаешь, а другие хотят или только вот этот такой экзотический? Завтра банки-партнеры говорят: «Мы хотим вот так», послезавтра Visa или Mastercard говорят, что нельзя магнитный ридер с завтрашнего дня, а надо теперь еще и чиповый, а еще надо бесконтактный и это challenge чистой воды! Каждый день мы приходим и думаем, мы сегодня обойдемся без совсем экстренных новостей, поработаем спокойной или все-таки мы чего-нибудь такое получим?

Минусы видимо те же, что и плюсы? 🙂

Да, минусы те же самые, потому что если на утро одна из новостей «все пропало», тогда ты понимаешь, за что хвататься.

А западный опыт есть по этому направлению? Вы на него ориентируетесь?

Конечно. Я, не сговариваясь с одним уважаемым экспертом в оценке рынка мобильных и электронных платежей, сказал, что я бы российский рынок оценил как – взял бы американский, поделил бы на 20, 25 или на 30. По многим причинам. Сегодня самый известный игрок в этой области – Square  достиг порога $100.000.000 транзакций в день.

Это, конечно, бьет мою оценку, но если разделить на 25, будет российский рынок на сегодня. Но к нему точно можно стремиться, и мы уверены, что порядка $4.000.000 в в день – это абсолютно нормальный рынок в пределе емкости рынка. Конечно, нам до него пилить и пилить – мы все вместе, конечно, сегодня такую цифру в день не делаем, но, тем не менее, на это многие причины.

И насколько Вы активно стремитесь сегодня к рыночному уровню?

Каждый месяц на протяжении последнего года, мы растем то на 10%, то на 15, то на 5, то на 7, но не было ни одного месяца, чтобы у нас продажи, обороты и объемы снижались. Последние три месяца у нас плюс 10, плюс 30, плюс 45%. Это говорит о том, что технология начала распространяться, ведь мы не даем рекламу вообще.

И это неспроста – у нас есть клиенты, которые совершенно искренне присылают нам какие-то открытки и сувениры и пишут, мол: «Ребята, Вы мне говорили, что мой бизнес вырастет, когда я начну принимать карты, на 20%, я продаю украшения, Вы меня обманули, он вырос на 40%». И я понимаю, что одно такое доброе слово стоит десяти негативных.

И для меня самой приятной рекламой было, когда люди из банковской сферы в инстаграммах или фейсбуках друг дружке фотографируют, как они в такси рассчитались через устройства с моим логотипом, и пишут: «Ну наконец-то у нас как на Западе!» И я понимаю, что это самое дорогое.

Вы уже сказали, что сегодня из “гаражного” старт-апа не вырастить большой компании, т.е. Pay-Me Вы тоже рано или поздно планируете продавать?

Вы хотите предложить хорошую цену? Давайте обсудим. (смеется) А если серьезно, то, конечно. Все имеет свою цену. У нас  были за этот год пара предложений о покупке, но они нас не устроили, потому что наши желания и амбиции, вера в рынок или все вместе взятое чуть пошире.

Но тем не менее, разумеется, мы считаем, что этот бизнес, как и про предыдущее я говорил,  не может развиваться бесконечно в таком режиме. Он должен дорасти до абонентской базы в 100–150 тысяч клиентов и он уже интересен банкам. И сегодня примеров этому масса и на Западе, и даже российские крупные банки уже интересуются – кто-то внутри себя такое сделал. А кто-то посмотрит еще годик–два и таких, как мы или нас купит, нежели создавать это все с нуля.  Может быть мы объединимся с крупным  западным игроком, который захочет выходить на российский рынок. Поэтому, конечно, цель любого проекта – это выход. Сиюминутно мы его не планируем, но на горизонте трех-пяти лет наверное вполне. И мы это все время держим в голове, что мы должны быть интересны как нашему клиенту, так нашему инвестору-покупателю.

Вы когда-то занимались искусственным интеллектом, не жалеете, что забросили науку?

В любом случае время для меня уже упущено, но я общаюсь  с однокашниками, с коллегами, мне удалось даже поработать в НИИ прикладной математики. Я видел, куда наука может зайти с точки зрения применения, а там до денег рукой подать. Не важно, государственные деньги или частных лиц. Думаю, если бы я не пошел в предпринимательство и бизнес, то я бы, наверное занимался сейчас наукой. Мне нравилось работать в лаборатории.

А как со свободным временем на данный момент, как любите его проводить?

Вы знаете, последние пару лет оно на грани фола. Это моя основная боль, и меня это беспокоит. А так, конечно, у меня очень много увлечений, я дайвингом занимаюсь  – у меня есть кое-какие успехи и продвижения в этой сфере. К сожалению, мало времени на книги, но  книги надо заставлять себя читать, что бы ни происходило.

10006433_10152762732618566_4176657460247663609_n

А последнее что Вы читали, помните?

Вы знаете английская книга Winners Dream: A Journey from Corner Store to Corner Office, мне ее подарил Bill McDermott CEO SAP – он же автор книги.

Ну вот вы подошли как раз к людям,а что бы вы посоветовали им, что делать, что читать, может быть, смотреть, куда бежать, чтобы найти дело своей жизни.

Школьникам, я думаю,  нужно прислушиваться к себе и хотя бы на раннем этапе понимать, в какую сторону тебя тянет: гуманитарную или техническую, и вот уже это самая первая развилка. Потому что если нет тяги к числам, к механизмам, к приборам, к звездам и так далее, то наверно не надо себя насиловать и идти в физмат школу. А если нет тяги к стихам, к музыке, к скрипке и так далее, то наверно и не надо пилить эти гаммы.

Копия 14634351005_f614d42efc_o

А для ребят постарше – интернет, прессу нужно смотреть, что творится вокруг, куда люди прикладывают свои усилия, потому что сегодня есть колоссальные возможности для всего. И тот, кто говорит: «Ой, у меня нет денег» или «У меня нет родителей богатых», это все полная чепуха. И в айтишном бизнесе есть колоссальные примеры, я даже не говорю о звездах фейсбука, о Цукербергах и прочее. Я про российских, которые трудом и немного удачей, знаете, «вода камень точит», и инвесторы тебя находят, не ты за ними бегаешь изо дня в день, а они приходят и говорят: «А возьми мои деньги, и давай мы в тебя инвестируем». Таких примеров миллион. Хотя последние несколько лет обратная история: миллион проектов, придуманных с потолка, мне кажется, что я сейчас сделаю Вконтакте 33.0, и все будет хорошо. Много очень выдуманных, но они быстро сами загибаются, и это нестрашно, что они появляются.

Еще, конечно, все удачные стартапы, которые мне были известны, почти никогда не были сделаны подростками, а были сделаны людьми, которые поработали и в крупных компаниях, посмотрели, как крутятся корпорации, и с плюсами и минусами этих корпораций, и поработали в маленьких компаниях, и поработали даже в чужих стартапах наемными работниками, и потом уходили и делали свое. И поэтому, как говорил мой профессор, нужно дергаться, двигаться и шевелиться, то есть «под лежачий камень вода не течет».

Да, классно, очень развернуто. Спасибо.

 

Если ты также хочешь найти свое призвание – участвуй в онлайн-курсе “Поиск любимого дела” от проекта На своем месте – это увлекательное путешествие длиной в месяц: более 20 заданий на определение твоих  талантов, способностей, целей и желаний,  это тесты по проф. ориентации и полное заключение от профессионалов по направлениям, где тебе стоит искать свое дело. Войди в Новый год с новой профессией!

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s